Артикуляционная гимнастика

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быстрая истощаемость.

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Заниматься с ребенком желательно утром – перед завтраком и вечером перед сном.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Для каждой фонетической группы (свистящие, шипящие, сонорные звуки) разработаны комплексы артикуляционной гимнастики. Упражнения подбираются логопедом каждому ребенку индивидуально с учетом нарушения звукопроизношения, особенностей артикуляционного аппарат ребенка, его возможностей. Мы с вами рассмотрим базовые артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков.

Цель : укреплять круговую мышцу рта , развивать умение удерживать губы в улыбке.Зубы сомкнуты , губы в улыбке. верхние и нижние резцы видны. «Заборчик»
«  Цель : укреплять круговую мышцу рта , развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.Зубы сомкнуты.губы округлены и чуть вытянуты вперед , как при звуке /о/.Верхние и нижние резцы видны. «Бублик»
Цель : выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном , расслабленном состоянии.Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет до 10. Следить , чтобы губы не были напряжены , не растягивались в широкую улыбку , чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта. «Лопаточка»
Цель: выработать подъем спинки языка вверх , умение удерживать кончик языка у нижних зубов.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается , затем выравнивается. Следить , чтобы кончик языка не отрывался от зубов , язык не сужался , губы и нижняя челюсть были неподвижны. «Горка»
 Цель : укреплять мышцы языка , вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка , умение удерживать язык в таком положении Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут .Боковые края и кончик языка подняты , средняя часть спинки языка опущена , прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет до 10. Следить , чтобы губы не натягивались на зубы , нижняя челюсть была неподвижна. «Чашечка»
 Цель: укреплять мышцы языка , развивать подвижность языка , вырабатывать подъем широкой передней части языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу , делая движения языком сверху вниз , затем втянуть язык в рот , к центру неба. Следить , чтобы язык не сужался .при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам . «Вкусное варенье»
Цель : укреплять мышцы языка , вырабатывать движение языка вверх , растягивать подъязычную уздечку .Рот открыт , губы в улыбке . Широким кончиком языка погладить небо , Двигая языком от зубов к горлу и обратно . «Маляр»
Цель : укреплять мышцы языка , вырабатывать движение языка вверх , растягивать подъязычную уздечку .Рот открыт , губы в улыбке . Присосать широкий язык к небу , щелкнуть языком ,цокать медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна . «Лошадка»

 


Thanks: Ruliz