Консультация для родителей по организации книжного уголка для ребенка дошкольного возраста. 

Уважаемые родители! 

        Обращаем Ваше внимание на то, что в настоящее время на прилавках магазинов присутствует большое разнообразие литературы. Как выбрать то, что нужно именно вашему ребенку и как организовать книжный уголок дома своему малышу? Мы предлагаем Вашему вниманию рекомендации, которые, мы надеемся, Вам пригодятся при организации книжного уголка в домашних условиях.

Книжный уголок, несомненно, играет важную роль в познавательном, речевом развитии детей, а также в развитии детского словотворчества. В каждом возрастном периоде имеются свои особенности подборки книжного, иллюстративного, игрового материала.

У детей раннего возраста (до трех лет) целесообразно использовать книги по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом в 3-4 , не более 5 листов. Желательно, чтобы эти книги были изготовлены на плотной основе. Внимание детей привлекают не только яркие картинки, но и динамичные элементы: глазки, закрывающиеся окошки и т.д. Книги в группах раннего возраста могут быть разного формата: книжки-половинки, книжки-четвертушки, книжки-малышки. Желательно иметь книги разных конструкций книжки-раскладушки, книжки-декорации с объемными выдвижными фигурками, книжки с встроенными звуковыми механизмами и др.

В возрасте от 2 до 3-х лет дети с удовольствием рассматривают и называют предметные и сюжетные картинки. Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды и т.д.), сюжетные картинки с самими простейшими сюжетами (купание кукол, одевание, кормление и т.д.). Они служат для обогащения детского словаря, накопления слов-сюжетов, слов — действий.

В книжном уголке обязательно помещают сюжетные картинки согласно сезонам времени года, знакомящие с основными признаками лета, зимы, осени, весны.

Следует иметь иллюстрации к потешкам, или дидактические игрушки провоцирующие повторение знакомых потешек. (Сорока, калачи, колыбелька, Котенька-коток…)

Для речевого развития детей в книжном уголке необходима иметь дидактические игры и материалы (например, лото «У кого — что?», «Посмотри и назови», «Кто что делает?», «Кто как кричит», «Кто как передвигается» а также парные картинки на плотном картоне, фанере, пластике, разрезные картинки, кубики (из 4 частей) с изображением предметов на контрастных фонах. В этом возрасте необходимо учитывать и специальные санитарно-гигиенические требования: весь предъявленный материал должен быть заскотчен, заламинирован или помещен в файл и заклеен.

В возрасте трех – четырех лет содержание книжного уголка расширяется. Преобладают книги с твердыми листами, начинают вводиться и книги с обычной листовой структурой. В основном это знакомые детям сказки, потешки, произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто. Объем детской книги, рекомендованной для этого возраста, увеличивается до 8-10 страниц. Предметные картинки, которые помещаются в уголках, изображают книжных героев (Айболита, Муху — Цокотуху, игрушки из произведений А. Барто), рекомендуют помещать иллюстрации к изучаемым программным стихам (например, «Дуб», «Купите лук»).

Если в младшем возрасте детям просто предлагались предметные картинки, то в данном возрасте, они объединяются в группы (по родовым и видовым признакам). Например: транспорт, одежда, посуда и т.д.. Для того, чтобы словарь детей обогащался словами — обобщениями. Когда  дети начинают обучаться пересказу, целесообразно иметь комиксы или серию сюжетный картинок, книжек — самоделок, которые будут помогать ребенку составлять пересказ и служить в форме наглядного плана. Этот материал имеется в детской периодической печати, в частности в детских журналах «Миша», «Веселые картинки», его нужно только подобрать по возрасту и оформить. Сопровождать свои пересказы дети могут с помощью мелких игрушек или моделей (заместителей сказочных персонажей) .

В этом возрасте широко используются и речевые игры «Один-много», «Измени словечко», «Какой, какая, какое?», речевые лото, речевые кубы (на гранях которого могут быть предметные картинки по теме, потешки, сюжетные картинки). Рядом с книжным уголком должен находиться театрализованный уголок с различными видами театра.

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам, родители, в организации книжного уголка для  ребенка в домашних условиях.

Успехов Вам!!!


Thanks: Ruliz