Консультация для родителей

«ТРИЗ в детском саду» 

Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач. Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.

Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов. 

ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий

  • При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
  • Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Активизация творческого воображения.
  • Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
  • Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов. 

Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:

  • Способствует развитию аналитических способностей.
  • Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
  • Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
  • Дает свободу слова и свободу проявления личности.
  • Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни. 

Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:

Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (Например: Семья уезжает в отпуск на месяц. Кто будет поливать цветы в квартире, ИЛИ Как можно определить время, если нет часов), так и выдуманные, сказочные (Например: Как найти самого умного человека в королевстве? ИЛИ Как перенести воду в решете?).

Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик. 

Рекомендуемая литература для семейного прочтения:

  • А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
  • М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
  • Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».

 


Thanks: Ruliz